Перейти к содержанию

Почему российский ВМ-Т «Атлант» действительно крутой самолет


fewoxa
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Рассказываем о единственном в своем роде уникальном советском бомбардировщике

1582879682_00221147.jpg

6 января 1982 года на взлетно-посадочную полосу в сверхсекретном советском летно-исследовательском центре в Жуковском выкатился странный «зверь». На первый взгляд это воздушное судно, чей облик сбивал с толку, было похоже на гигантский дирижабль с маленьким самолетом, прикрепленным внизу. В действительности все оказалось не совсем так. Это был самолет, известный как , поверх которого крепился округлый грузовой контейнер, заполненный секретным советским оборудованием. Согласитесь, название вполне подходящее.

 

Большие ракеты — большие проблем

1582880069_2-2.jpg1582880248_3-3.jpg

 

Шестью годами ранее, в 1976 году, в СССР началась разработка многоразового и универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — отечественных аналогов американского и твердотопливного ракетного ускорителя. Но по сравнению с США у нас был явный недостаток — география. Не имея таких береговых линий, как в Америке, советские инженеры поняли: крупногабаритные блоки ВКС «Буран» нельзя перевезти с завода на космодром по железной дороге (традиционный метод доставки компонентов ракеты из промышленного центра страны на удаленную стартовую площадку в Байконуре).

 

Сперва в Москве решили организовать строительство ракетной системы прямо около места запуска (подобно тому, как это было , все испытательные запуски которой были неудачными), но почти сразу отказались от этой идеи. Переброс большой команды инженеров и конструкторов практически в полупустыню, за тысячи километров от ближайшего населенного пункта, стоил бы слишком дорого. Вместо этого советские эксперты решили рассмотреть вариант перевозки на всех возможных видах транспорта, включая негабаритную магистраль и увеличенную железную дорогу.

 

Разработчики уникального космического комплекса быстро поняли, что лучший вариант транспортировки — воздушный, однако ни один из существовавших на тот момент советских самолетов не мог выдержать такой нагрузки.

 1582880248_3-3.jpgВертолет Ми-26 поднимает самолет Ту-134, 2009 год.

Новый мог поднимать груз весом до 26 тонн и выглядел достаточно многообещающе, чтобы начать серию мучительных летных испытаний, во время которых использовалась комбинация из двух, трех и даже четырех воздушных судов, чтобы поднять и перевезти необходимый груз. Но во время одной из попыток небольшая турбулентность вызвала сильные колебания подвешенного муляжа, заставив испуганных пилотов сбросить нагрузку.

 

Так как вариант с вертолетами был отложен, а советские самолеты были слишком малы для необходимых целей, советское руководство приняло решение изготовить на заказ транспортное воздушное судно, размеры которого подошли бы для перевозки ракеты и орбитального аппарата.

 

И вот спустя некоторое время на чертежной доске появилась всемирно известная на сегодняшний день транспортная машина  — самолет сверхбольшой грузоподъемности, который мог перевозить до 225 тонн груза (для сравнения: полностью загруженная орбита «Бурана» весила чуть более 100 тонн). Инженеры в конструкторском бюро Антонова даже рассматривали возможность конструирования более крупного самолета «Геракл», который мог бы служить летающей стартовой площадкой для большого космического самолета. Но проект так и остался на бумаге.

 

В то время как , казалось, была лучшим выбором для перевозки космической ракеты и орбитальной системы, строительство самолета значительно отставало от «Бурана» и «Энергии», поэтому инженеры были вынуждены искать временный вариант.

 

Невероятная альтернатива

1582880303_4-4.jpg

 

Еще в 1950-х годах разработало для СССР один из первых способов доставки ядерных ракет, с дальностью, достаточной для достижения самой удаленной точки Северной Америки, где были сосредоточены ядерные объекты и хранилища ядерных боеприпасов. Стратегический был четырехмоторным самолетом со стреловидным крылом. Самолет был оснащен турбореактивными но его самой отличительной чертой стало «велосипедное» шасси, расположенное под фюзеляжем, с небольшими вспомогательными колесами на крыльях.

 

Но бомбардировщик оказался достаточно тяжелым и не смог достичь необходимой дальности полета, а большой вес межконтинентальной баллистической ракеты лишь усугубил ситуацию. В течение 1960-х и 1970-х годов самолеты 3М заслужили весьма неоднозначную репутацию в советских военно-воздушных силах из-за многочисленных смертельных авиационных происшествий.

1582880461_5-5.jpg

ВМ-Т «Атлант» имел четыре конфигурации — ОГТ, 1ГТ, 2ГТ, 3ГТ — с минимальным весом. На фото конфигурация, 1ГТ, весила 31,5 тонны и несла резервуар с жидким водородом.

 

Если бы не было советской космической программы и острой потребности в транспортировке космического корабля «Буран», бомбардировщик 3M мог бы спокойно уйти в отставку. Но Владимир Мясищев сумел доказать, что необходимо перейти к более легкой конструкции, и вновь приступил к работе в 1977 году, построив 5 версий самолета для различных компонентов системы «Энергия-Буран».

 

Корпус бомбардировщика был растянут почти на 5 метров для размещения груза, хвост был заменен двойными вертикальными стабилизаторами для лучшей устойчивости полета на более низкой скорости, были установлены более мощные двигатели (ВД-7МД) с форсажной камерой для создания дополнительной тяги во время взлета. И несмотря на то, что 3M-Т не мог перевезти полностью собранный орбитальный корабль «Буран» или хотя бы одну ступень ракеты-носителя «Энергия», он подходил для транспортировки основных частей системы (не более 50 тонн) для их дальнейшей сборки .

1582880659_9-9.jpg1582880651_8-8.jpg1582880657_7-7.jpg1582880668_6-6.jpg

 RUSSIANSPACEWEB.COM

Импровизированный авиатранспортер должен был стать одним из самых шокирующих изобретений в истории авиации. Водородный топливный бак «Энергии» вместе с аэродинамическими кожухами имел длину почти 350 метров и диаметр 8 метров. Диаметр же фюзеляжа 3М чуть превышал 3 метра. Когда в 1984 году самолет начал перевозить негабаритный груз на Байконур, он получил неофициальное прозвище «летающая бочка».

 

ЗМ-Т в действии

1582880741_10-10.jpg

 Загрузка корабля «Буран»

Помимо сложности управления необычной структурой в воздухе, пилотам 3М пришлось тщательно следить за внутренним давлением внутри резервуаров самой ракеты «Энергия»: его потеря могла препятствовать снижению самолета. Ведь повышение атмосферного давления на более низкой высоте могло разрушить всю конструкцию, что, вероятно, привело бы к страшной авиакатастрофе. Что еще хуже, транспортная версия 3M (ЗМ-Т) не была застрахована от технических проблем, которые стали причиной плохой репутации военной версии.

 

Во время одного летного испытания в 1983 году 3М несущий макет орбитального корабля «Буран» соскользнул с взлетно-посадочной полосы и застрял в грязи. Операция по восстановлению была достаточно продолжительной для того, чтобы американские спутники-шпионы могли запечатлеть изображения секретной машины и зарисовка этого инцидента, сделанная художником, попала в западную прессу.

1582880674_11-11.jpgRUSSIANSPACEWEB.COM

Во время другого полета, в 1988 году, на этот раз с настоящей ВКС «Буран», два двигателя на левом крыле 3М-Т заглохли из-за утечки топлива. К счастью, самолет уже заходил на посадку, и пилот благополучно приземлился на полосе при мощности двух работающих двигателей.

 

В общей сложности 3М-Т совершил более 150 рейсов с переброской грузов, доставляя компоненты на Байконур с ракетного завода города Куйбышева (Самара) и с Раменского аэродрома возле Жуковского, чтобы собрать шаттл «Буран» (который был фактически построен и перевезен в Раменское на барже).

 

В декабре 1988 года наконец свет увидел Ан-225 «Мрия» с большей грузоподъемностью, и от 3М-Т быстро отказались. И всю программу «Энергия-Буран» вскоре ждала та же участь — МТКС «забуксовала» в последние дни существования Советского Союза.

1582880975_17-17.jpg1582880979_16-16.jpg1582880942_15-15.jpg1582880940_13-13.jpg1582881031_12-12.jpg

 Фото: АНАТОЛИЙ ЗАК, АЛЕКСАНДР МАРКИН / WIKIMEDIA COMMONS, ВИТАЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КУЗЬМИН

Поскольку многие российские аэрокосмические фирмы буквально боролись за выживание после постсоветского экономического упадка, создатели 3M-T пытались найти иностранных покупателей их воздушного судна, предлагая Европейскому космическому агентству использовать его в качестве носителя для мини-шаттла «Гермес». Но «встреча» самолетов так и не состоялась, и все другие идеи использовать 3M-T ни к чему не привели.

1582881037_18-18.jpeg

Перед тем как впервые представить воздушное судно публике в начале 1990-х, название 3M-T изменили на ВМ-Т «Атлант», где буквы ВМ обозначают инициалы авиаконструктора Владимира Мясищева.

В 2013 году один из трех существующих самолетов ВМ-Т впервые появился на взлетно-посадочной полосе в Раменском, недалеко от Жуковского, где проходил Московский международный авиакосмический салон. И все с трепетом и некоторой тоской рассматривали советские разработки, которые никогда не взлетят в воздух — передвигающийся «Атлант», везущий части ракеты «Энергия».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...