Перейти к содержанию

Как менялись пожарные автомобили за 150 лет


cartman
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Пожарные повозки и автомобили от Российской Империи до наших дней

1588235320_435.jpg

Сегодня, 30 апреля, у пожарных России профессиональный праздник — День работников пожарной охраны. Именно в этот день, 371 год назад, царем Алексеем Михайловичем был подписан «Наказ о Градском благочинии». Наказ этот впервые урегулировал обязанности пожарных дозоров и обязывал их нести круглосуточное дежурство в столице Русского государства, а также предписывал контролировать соблюдение правил противопожарной безопасности. Строго контролировать и применять меры в отношении нарушителей. Пожары в деревянных города или городах, где было немало деревянных строений — дело опасное!

 

Впрочем, указы по противопожарной безопасности вводились и раньше, и при Иване IV Грозном и при Великом князе Московском Василии II, который в от 1434 года попытался регламентировать порядок обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту.

 

В XIX веке во времена императора Александра I Павловича, в первые годы своего царствования, в 1803–1804 годах создал в обеих столицах, действующей Санкт-Петербурге и бывшей — Москве, профессиональную военизированную пожарную охрану, в которую в качестве огнеборцев брали рекрутов Внутренней Стражи.

 

С приходом коммунистов и подписанием декрета «Об организации мер борьбы с огнём» В. И. Лениным в 1918 году, начинается качественный и количественный скачек в создании профессионального, централизованного государственного аппарата обеспеченного материально-технической частью. Специальные костюмы сделанные из огнеупорной ткани, пожарные машины и другие технические и химические средства борьбы. Например, противопожарные насосы, гидранты, специальные пенные составы для тушения возгораний разного типа.

 

Итак, в преддверии профессионального праздника смелый и сильных духом мужчин и женщин, давайте посмотрим на развитие технического оснащения.

 

И интереснее всего было бы посмотреть на изменения произошедшие именно с технической частью, а именно, узнать, как менялись экипажа пожарной охраны с течением времени.

 

История развития пожарных автомобилей в Российской империи, СССР и России

 

Пожарные повозки и машины Российской империи

Становление технического обеспечения противопожарной обороны Великой Империи. От конных экипажей огнеборцев, до первых автомобилей. Но что оставалось неизменным, так это люди. Они как никогда в последующим были настоящими бойцами, рыцарями готовыми сразиться с одним из самых коварных и опасных врагов не знающем пощады и жалости — с огнем!

1588229115_1.jpg

 фото: fire-truck.ru

Конно-бочечный пожарный ход. Воду из бочки перекачивали при помощи ручных насосов.

 

1588229155_2.jpg

фото: fire-truck.ru

Насосно-линеечная пожарная повозка. Вариантов спецтелег было много, на этом рисунке мы видим в том числе гидранты, пожарный багор, водяной насос и лестницу.

 

1588229100_3.jpg

фото: kapuchin.livejournal.com

Пожарный расчет. Москва 1900 год.

 

Конные экипажи пожарной службы Российской империи. Очень скоро конная тяга будет заменена на тягу ДВС.

1588229109_99.jpg

 

1588228829_i.jpg1588228831_ii.jpg1588228789_iii.jpg1588228767_iv.jpg

 фото: humus.livejournal.com

1588229082_4.jpg

фото: humus.livejournal.com

Первый пожарный автомобиль для России «Даймлер-Лист». Сфотографирован в Москве на фоне пожарного депо на Пречистенке. Фотография 1908 года.

1588229082_4.jpg

фото: fort-i-ko.livejournal.com

Пожарная машина системы «Коммер-Кар» в Санкт-Петербурге. 1911 год

1588229162_5.jpg

фото: humus.livejournal.com

Паровой пожарный насос. Москва

ФОТО V

фото: carakoom.com

Пожарный автомобиль Леснер

ФОТО VI

фото: carakoom.com

Руссо-Балт Д24-40

 

Пожарные автомобили СССР

Этот период ознаменовался переходом на качественно и технически новый уровень. К доблести и самоотверженному труду с риском для жизни, огнеборцы стали получить актуальную по тем временам технику. Что отличало советский период от современного и предшествовавшего, так это то, что 98-99% техники было отечественного производства. Грузовики были максимально унифицированы и строились на базе гражданских и военных автомобилей, что снижало их стоимость и давало возможность внедрить автомобили в большом поклестве во всем СССР.

1588229126_9.jpg

фото: carakoom.com

Пожарный автомобиль производства «Автопромторга». Используется шасси трехтонного грузовика ярославского завода Я-3. Производился с 1925 по 1928 год

 

1588229116_10.jpg

фото: carakoom.com

Пожарный автомобиль на базе АМО-Ф15. первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно московским заводом АМО (Автомобильное Московское Общество)

 

1588229093_11.jpg

фото: carakoom.com

Последующее развитие автомобилестроения под нужды брандмейстеров. ПМГ-1 — пожарный автомобиль. Выпускался с 1932 по 40-е годы

 

1588229131_12.jpg

фото: fire-truck.ru

Параллельно с ним в пожарные части поступал тяжелый грузовик ЯГ-6. Середина 30-х, середина 40-х. Также на шасси ставилась автоцистерна.

 

1588229137_14.jpg

фото: carakoom.com

 

1588229157_13.jpg

фото: carakoom.com

 

1588229077_15.jpg

Автоцистерна ПМЗ-2. 1936 год

 

1588229111_16.jpg1588229067_17.jpg

фото: carakoom.com

Послевоенный ЗИС-6. 1947 год

 

1588229101_19.jpeg

фото: fire-truck.ru

Пожарная ЗиС-5 выпуска 1933–1941 гг.

 

1588229158_18.jpg

фото: carakoom.com

Автоцистерна ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5. Наследие большой войны начало работать на мирных фронтах.

 

1588229140_20.jpg

фото: po-bereg.ru

Автоцистерна ПМЗ-9М на шасси ЗИС-150, производство началось с 1953 года. Современный дизайн, закрытые в кузове рундуки и места для 5-6 человек команды.

 

ФОТО 21

фото: po-bereg.ru

Пожарный автомобиль ПМЗ-18 на том же шасси ЗИС-150. 1955 год. Такие автомобили можно было встретить во всех городах Советского союза вплоть до 70-х годов.

 

1588229108_22.jpg

фото: po-bereg.ru

Массовая пожарка, ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51А

 

1588229126_23.jpg

фото: po-bereg.ru

Автоцистерна АЦП-20 (63) 19М на шасси ГАЗ-63. 1963 год.

 

1588229103_24.jpg

фото: po-bereg.ru

Автолестница АЛГ-17 (51А). База — грузовик ГАЗ-51А. 1963 год

 

1588229073_26.jpg

фото: ru.wikipedia.org

АЦ-40 (131) мод. 137. Один из самых узнаваемых пожарных трехосных автомобилей СССР. Опытный экземпляр был построен в 1968 году. В серию пошла с 1970-х годов.

 

1588229077_28.jpg

фото: po-bereg.ru

АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131. Без этих автомобилей в 70, 80 и 90-е пожары в высотках не обходились.

 

ФОТО 25

фото: po-bereg.ru

Без малого — легенда! Автоцистерна АЦ-40 (130)-63Б. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной. Массовое производство началось в 1983 году.

 

ФОТО 27

 

1588229165_29.jpg

фото: rudiecast.wordpress.com

Мощный автомобиль на базе военного Урал-375. Модель АВ-40 (375) Ц50А.

 

Спецмодификации:

1588229069_30.jpg

фото: ru.wikipedia.org

Пожарный аэродромный автомобиль. Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313. 1970-е.

 

1588229161_31.jpg

фото: drive2.ru

International Harvester B120 — необычный автомобиль на службе пожарной охраны СССР. Примечателен тем, что был переоборудована шведской компанией Henrikssons Brandredskap на базе американского малотоннажного грузовика International Harvester B120.

 

1588229127_32.jpg

фото: drive2.ru

УАЗ-469 для пожарных. Для каких целей только не применяли УАЗ. Перед вам внедорожник для использования в целях противопожарной безопасности. Вероятнее всего использовался для патрулирования лесных массивов, обнаружения и тушения небольших очагов лесных пожаров.

 

Пожарная техника Российской Федерации

В современной России условно говоря было несколько этапов развития автомобильного парка для противопожарной эксплуатации. После развала СССР, в стране парк автомобилей в основном состоял из морально устаревших машин прошлого периода. Постепенно парк, особенно в крупных городах начал пополняться современными отечественными и зарубежными грузовиками и легковыми автомобилями, включая спецвариации (например, автомобилями с выдвижными лестницами).

 

Автомобили расположены не в хронологическом порядке.

 

1588234491_33.jpg

фото: vitalykuzmin.net

АЛ-50 построена на базе КамАЗ-53229. Лестница выдвигается на высоту до 50 метров и под углом от 4 до 73 градусов. Лестницу можно использовать в качестве крана. ее грузоподьемность составляет до 2 тонн.

 

1588234563_34.jpg

фото: mchs.gov.ru

Мобильный пункт управления для работы в кризисных ситуациях и ликвидации крупных пожаров (МПУ). Сегодня особое внимание уделяется управлению процессом пожаротушения. Многофункциональные комплексы - это узел связи и рабочее место руководителя оперативной группы. Принят в эксплуатацию в 2010 году.

 

Обратите внимание на Land Rover рядом. Это автомобиль сопровождения с оборудованными в нем рабочими местами операторов.

 

1588234530_35.jpg

фото: mchs.gov.ru

Автоцистерна пожарная АЦ 2,0-40/2 на шасси ISUZU HQR75P. Пример зарубежного аналога пожарного автомобиля. Главные особенности - маневренность и динамичность. В городе вещи незаменимые.

 

фото: mchs.gov.ru

Автоцистерна пожарная с лестницей АЦЛ 3-40/4-24 (43118). Полный привод - 6x6 позволяет доехать туда, куда никто другой не доберется (возможно, даже пешком).

 

1588234534_37.jpg

фото: mchs.gov.ru

Аэродромный пожарный автомобиль АА-12/60 (63501). Предназначен для тушения пожаров и проведения спасательных работ на воздушных судах и наземных объектах аэропортов.

ФОТО 38

фото: paffst.com

Автоцистерна пожарная АЦ-3,2-40/4. Очень важно, чтобы все инструменты были под рукой, как у хирурга в операционной!

 

1588234472_40.jpg

фото: mchs.gov.ru

Автомобиль пожарный многофункциональный. Невзрачный на вид, но такой полезный! Специально приведем перечень опубликованный на сайте

доставка к месту пожара или аварии боевого расчета пожарных подразделений или рабочих ремонтно-восстановительных бригад, ремонтного и аварийно-спасательного оборудования и инструмента, средств освещения, а также пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ;
тушение пожаров компактными и распыленными струями воды и температурно-активированной водой;
создание пароводяных защитных завес при тушении пожаров или выполнении аварийно-спасательных работ;
проведение первоочередных аварийно-спасательных работ;
обеспечение ремонтно-восстановительных работ горячей водой;
уменьшение взрывоопасных концентраций газов в замкнутых объемах;
обеспечение временного или аварийного теплоснабжения объектов нефтяных и газовых комплексов;
осаждение дыма, паров и аэрозолей АХОВ;
обеспечение работоспособности насосных установок пожарной техники, а также всасывающих и напорных рукавных линий при тушении пожаров в условиях низких температур;
освещение мест пожаров или аварий;
очистка от проливов нефтепродуктов резервуаров, трубопроводов, технологического оборудования и элементов строительных конструкций;
удаление пожароопасных отложений нефти с технологического оборудования;
разогрев проливов нефти для ее последующего сбора вакуумными насосами;
ликвидация обледенения технологического оборудования и техники.

 

ФОТО 41

фото: fire-truck.ru

Автомобиль пожарный дымоудаления АД 90/22(3205)-01НН. Предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений.

 

1588234538_42.jpg

фото: kargoteka.info

Автомобиль первой помощи АПП-0,4-90/300 (FIAT 244 CSMNG-RG) 035ПВ. На базе шасси фургона Fiat Ducato.

 

1588234513_43q.jpg

фото: В.Фиглев

Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-40/2 (530104) с элементами аварийно-спасательного автомобиля. Кроме доставки расчета и автономного тушения пожаров, может применяться для выполнения аварийно-спасательных работ.

 

1588234535_44.jpg

фото: drive2.ru

Автоцистерна пожарная АЦ 0,8-4/400.

 

1588234488_45q.jpg

фото: auto-daily.livejournal.com

Автолестница (АЛ-60). Строится как на базе Камаз, так и на базе зарубежных грузовых аналогов.

 

1588236202_87.jpg

фото: фото: foto-avto.narod.ru

Пожарный автомобиль первой помощи АПП-0,3-2 (3302)ПМ-532А. Пожарный автомобиль первой помощи создан для ведения разведки и тушения не развившихся пожаров в жилых и административных зданиях и проведения аварийно-спасательных работ.

 

1588235963_76.jpg

фото: v-babaevskiy.livejournal.com

Автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 (43206). Еще в строю!

 

Более современный аналог для схожих целей:

1588236114_345.jpg

фото: kargoteka.info

Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(43206-79) на базе Урал-43206-79.


И так далее, на самом деле модификаций построенных на разных основах очень много. Только профессионал сможет разобраться во всех хитросплетениях технической документации и числовых обозначений комплектаций. Мы лишь постарались кратко рассказать историю пожарной автотехники России. Надеемся, получилось. Комментарии и замечания приветствуются.

 

Что хотелось бы сказать напоследок. Видно, что направление развивается и постоянно улучшается. А как иначе? Ведь от этих людей и техники, которую они используют зависит самое главное - наша с вами Жизнь!

 

Поэтому в этот профессиональный праздник, пожелаем огнеборцам здоровья, хорошей зарплаты, материального достатка и простого человеческого счастья! И пусть выезды на происшествия происходят без происшествий!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...