Перейти к содержанию

Самолет без крыльев: история о самом нелепом автомобиле в начале 20 века


skylik
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

История необычного автомобильного проекта начала ХХ века

1585212270_1.jpg

знает немало примеров странных конструкций: на паровой тяге, реактивной, трехколесные и многоосные, ездящие боком и по стенам. В этом ряду особое место занимает пропеллер-кар разработки Марселя Лейя ().

 

Марсель получил серьезное техническое образование, окончив солидную Центральную школу Лилля (Ecole Centrale) в начале 1900-х. Идеями воздухоплавания тогда были увлечены многие, и молодой человек на всю жизнь «заболел» авиацией.

1585212287_2.jpg

фото: JORBASA FOTOGRAFIE/FLICKR/CREATIVE COMMONS

В 1909 вместе с товарищами он построил полноценный самолет. Но больше его интересовала тема пропеллеров. Марсель настолько серьезно увлекся этим направлением и достиг в ней прогресса, что запатентовал ряд своих моделей воздушных винтов, которые в годы Первой мировой войны ставились на боевые самолеты. Это принесло ему приличный капитал, сделав финансово независимым.


Настолько, чтобы приняться за разработку собственного проекта. Его занимала идея сухопутного аэроплана или автомашины с винтом.


Лейя не был первым, кто развивал мысль использовать в качестве движущей силы. В России, к примеру, в 1903 году были построены аэросани инженера Сергея Неждановского. Аналогичные разработки, хотя и более продвинутые в техническом отношении, предпринимались на заводе Дукс и Игорем Сикорским.


Но в отличие от тех проектов, где воздушный винт был толкающим и располагался сзади, Лейя решил использовать энергию тянущего винта, установив его спереди. Первая модель сухопутного аэроплана появилась в 1913 году. Он был трехколесным и назывался Hélicocycle, то есть спиралецикл.

 

Смотрите также
1556198612_1556194971_1.jpg


Двухместный салон внутри футуристического каплевидного кузова рассаживал водителя и пассажира по-самолетному, то есть продольно в ряд. Корпус делался из фанеры, аппарат был очень легким: порядка 300 килограммов, значительно легче популярного тогда Форда .


На своем пропеллер-каре Лейя отправился на фронт, где машина показала себя отлично: легкая, скоростная. Недостатком была плохая управляемость и опрокидываемость (за счет тяжелого переда и легкой кормы).


После войны Лейя продолжил опыты. Трехколесную схему сменила стандартная 4-колесная, поменялось и название на более благозвучное – Hélica, или Элика. Послевоенная парижская элита нуждалась в больших скоростях, и новый аппарат как нельзя лучше соответствовал ожиданиям: более элегантные обводы кузова-гондолы, два небольших стабилизатора на корме.


Винт из соображений безопасности поместили внутрь кожуха. На видео (1924 год) видно, насколько велика прижимная сила винта с 4-6 пропеллерами диаметром 140 см и скоростью вращения до 1800 об/мин: брошенная шляпа намертво прилипает к металлической защитной сетке.


Литровый мотор на 8 л. с. разгонял Элику до экстремальных 110 км/ч. Крейсерская скорость составляла 80 км/ч. Расход – 5 литров на 100 км. В качестве тормозов использовалась цепь, она приводилась в действие педалью.


В открытой кабине было не слишком комфортно не сколько от встречного ветра, сколько от воздушной струи, создаваемой работающим пропеллером. Да и внутри было не до роскоши: седоки располагались полулежа в узких гамаках вместо сидений.

1585212490_ew.jpg

фото: RAMA/CREATIVE COMMONS

Хотя в начале 1920-х Лейя и построил вариант с полностью закрытой кабиной, уже было понятно: машина была слишком необычной для повседневной езды. Hélica – для спорта, для прогулок с ветерком.


Всего было выпущено около 30 экземпляров (лимитированная серия), причем все экземпляры были проданы. Рекорд скорости, установленный в 1927 году на облегченной спортивной версии, составил 170 км/ч. Также пропеллер-каром заинтересовались железнодорожники, для этих целей было создано несколько дрезин. В конце концов производство Элик было свернуто.


Их создатель прожил долгую жизнь. Он трудился на авиационных предприятиях, внедряя свои оригинальные идеи. Марсель Лейя скончался в 1986 году в возрасте 101 год (!).


Принято считать, что Элика Марселя Лейя относится к винтажным курьезам автопрома и это неудачная разработка. Так ли это в действительности? Сколько транспортных средств, в том числе тех, о которых мы рассказывали, так и остались на бумаге, в чертежах, на уровне патента?! Но остались без движения. Элика же ездила, и ездила очень неплохо!


В 1938 году построил роскошный седан с авиационным двигателем, повторив компоновку Элики.


Идея применения винта в создании избыточного давления воздуха для поддержания массы над поверхностью используется в транспортных средствах на воздушной подушке. И не только. Сегодняшние конструкторы авиакаров, двухсредных самолетов-автомобилей, эксплуатируют ту же идею.


Человеческую – конструкторскую, …


Существует фан-клуб Hélica. Его президент Клод Гениффи убежден, что Элика стала важной вехой в автомобильной индустрии: «Это единственный пропеллер-кар, который выпускался серийно, пусть и небольшой, но серией. Я ездил на Hélica. Для машины того времени это было не так уж трудно».


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...