skylik 0 Опубликовано 26 марта, 2020 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2020 История необычного автомобильного проекта начала ХХ века знает немало примеров странных конструкций: на паровой тяге, реактивной, трехколесные и многоосные, ездящие боком и по стенам. В этом ряду особое место занимает пропеллер-кар разработки Марселя Лейя (). Марсель получил серьезное техническое образование, окончив солидную Центральную школу Лилля (Ecole Centrale) в начале 1900-х. Идеями воздухоплавания тогда были увлечены многие, и молодой человек на всю жизнь «заболел» авиацией. фото: JORBASA FOTOGRAFIE/FLICKR/CREATIVE COMMONS В 1909 вместе с товарищами он построил полноценный самолет. Но больше его интересовала тема пропеллеров. Марсель настолько серьезно увлекся этим направлением и достиг в ней прогресса, что запатентовал ряд своих моделей воздушных винтов, которые в годы Первой мировой войны ставились на боевые самолеты. Это принесло ему приличный капитал, сделав финансово независимым. Настолько, чтобы приняться за разработку собственного проекта. Его занимала идея сухопутного аэроплана или автомашины с винтом. Лейя не был первым, кто развивал мысль использовать в качестве движущей силы. В России, к примеру, в 1903 году были построены аэросани инженера Сергея Неждановского. Аналогичные разработки, хотя и более продвинутые в техническом отношении, предпринимались на заводе Дукс и Игорем Сикорским. Но в отличие от тех проектов, где воздушный винт был толкающим и располагался сзади, Лейя решил использовать энергию тянущего винта, установив его спереди. Первая модель сухопутного аэроплана появилась в 1913 году. Он был трехколесным и назывался Hélicocycle, то есть спиралецикл. Смотрите также Двухместный салон внутри футуристического каплевидного кузова рассаживал водителя и пассажира по-самолетному, то есть продольно в ряд. Корпус делался из фанеры, аппарат был очень легким: порядка 300 килограммов, значительно легче популярного тогда Форда . На своем пропеллер-каре Лейя отправился на фронт, где машина показала себя отлично: легкая, скоростная. Недостатком была плохая управляемость и опрокидываемость (за счет тяжелого переда и легкой кормы). После войны Лейя продолжил опыты. Трехколесную схему сменила стандартная 4-колесная, поменялось и название на более благозвучное – Hélica, или Элика. Послевоенная парижская элита нуждалась в больших скоростях, и новый аппарат как нельзя лучше соответствовал ожиданиям: более элегантные обводы кузова-гондолы, два небольших стабилизатора на корме. Винт из соображений безопасности поместили внутрь кожуха. На видео (1924 год) видно, насколько велика прижимная сила винта с 4-6 пропеллерами диаметром 140 см и скоростью вращения до 1800 об/мин: брошенная шляпа намертво прилипает к металлической защитной сетке. Литровый мотор на 8 л. с. разгонял Элику до экстремальных 110 км/ч. Крейсерская скорость составляла 80 км/ч. Расход – 5 литров на 100 км. В качестве тормозов использовалась цепь, она приводилась в действие педалью. В открытой кабине было не слишком комфортно не сколько от встречного ветра, сколько от воздушной струи, создаваемой работающим пропеллером. Да и внутри было не до роскоши: седоки располагались полулежа в узких гамаках вместо сидений. фото: RAMA/CREATIVE COMMONS Хотя в начале 1920-х Лейя и построил вариант с полностью закрытой кабиной, уже было понятно: машина была слишком необычной для повседневной езды. Hélica – для спорта, для прогулок с ветерком. Всего было выпущено около 30 экземпляров (лимитированная серия), причем все экземпляры были проданы. Рекорд скорости, установленный в 1927 году на облегченной спортивной версии, составил 170 км/ч. Также пропеллер-каром заинтересовались железнодорожники, для этих целей было создано несколько дрезин. В конце концов производство Элик было свернуто. Их создатель прожил долгую жизнь. Он трудился на авиационных предприятиях, внедряя свои оригинальные идеи. Марсель Лейя скончался в 1986 году в возрасте 101 год (!). Принято считать, что Элика Марселя Лейя относится к винтажным курьезам автопрома и это неудачная разработка. Так ли это в действительности? Сколько транспортных средств, в том числе тех, о которых мы рассказывали, так и остались на бумаге, в чертежах, на уровне патента?! Но остались без движения. Элика же ездила, и ездила очень неплохо! В 1938 году построил роскошный седан с авиационным двигателем, повторив компоновку Элики. Идея применения винта в создании избыточного давления воздуха для поддержания массы над поверхностью используется в транспортных средствах на воздушной подушке. И не только. Сегодняшние конструкторы авиакаров, двухсредных самолетов-автомобилей, эксплуатируют ту же идею. Человеческую – конструкторскую, … Существует фан-клуб Hélica. Его президент Клод Гениффи убежден, что Элика стала важной вехой в автомобильной индустрии: «Это единственный пропеллер-кар, который выпускался серийно, пусть и небольшой, но серией. Я ездил на Hélica. Для машины того времени это было не так уж трудно». Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.