Перейти к содержанию

Как Citroen создал необычный автомобиль, который первый в мире пересёк пустыню Сахара


ladd
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Машина участвовала в знаменитых рейдах по Сахаре, прошла всю Африку и Азию

1581596763_bez-imeni-7.jpg

Сразу оговоримся: перед нами не оригинал, а мастерски и с любовью воспроизведенная копия колесно-гусеничного транспортного средства, которое с успехом прошло через пески и жару Сахары в 1922 году. Машина построена на базе «гражданского» седана Type B2. Для более жесткого офф-роуда ее «усилили» гусеничным движителем, а вместо передних колес можно было ставить лыжи – для передвижения по снежной целине.

 

По замыслу Андре Ситроена, которого называли французским Генри Фордом, уникальный и смертельно опасный пробег в тяжелейших условиях пустыни даст превосходную рекламу его активно растущему автобизнесу.

1581596689_bez-imeni-6.jpg

 Фото: Citroën S.A.

Ситроен поставил задачу, казавшуюся невыполнимой. Выехав из Алжира, путешественники должны были добраться до Тимбукту, или, как сейчас принято называть, Томбукту – города на территории Мали, на южной окраине пустыни Сахара. Пески, ветры, жара, отсутствие воды и каких-либо следов цивилизации – это и многое другое предстояло преодолеть и людям, и автомобилям. В случае аварии или поломок механики могли полагаться только на свои, весьма скромные возможности и на надежность техники. Разумеется, в случае успеха предприятия лавры и победные дивиденды также ожидались весьма значительными.

 

Для опасного и необычного рейда были отобраны 5 полугусеничных Citroen Type B2. Они не только прошли серьезную техническую подготовку, но и получили собственное имя: «Золотой Скaрaбей», «Серебряный полумесяц», «Летaющaя черепaхa», «Бык Апис», «Ползущaя гусеницa». Также каждой «именной» машине предназначался свой собственный логотип.

1581596686_bez-imeni-3.jpg

 Фото: Citroën S.A.

Сегодня, по прошествии без малого столетия, когда у всех на слуху и в памяти экстремальные авторейды через континенты, непроходимые амазонки или высокие полярные широты, не говоря о традиционном Париже-Дакаре, пробег машин Ситроена через Сахару не кажется чем-то из ряда вон. Это не так. Уникальность африканской авантюры состояла в том, что никто до них не смог реализовать и половины задуманного Ситроеном.

 

Похожая экспедиция, предпринятая в 1916 году на автомобилях группой военных, закончилась трагически: почти все участники погибли в пути. Да и маршрут их был значительно короче: они планировали достичь Нигера, стартовав в Алжире.

 

Было и еще одно обстоятельство, подогревающее интерес. Пятерка отважных вездеходов пустыни строилась всего на второй по счету машине от Ситроена. Она обозначалась Citroen Type B2. Первый Citroen, появившийся в 1919 году под индексом Type A-10 HP, произвел фурор в Европе и стал самым массовым авто, выпускаемым по эту сторону Атлантики.

 

Во многом успех объяснялся привлекательным ценником и конвейерным методом; его Ситроен увидел и воочию убедился в исключительном производительном потенциале во время своего визита в США. Здесь он познакомился с Генри Фордом и побывал на его заводах.

 

Смотрите также
1463576031_1.jpg

 

Type B2 имел под капотом 20-сильный двигатель 10CV на 1,5 литра, запускавшийся электростартером. Конструктивно машина стояла на стальной раме с силовой установкой, на нее устанавливали деревянный каркас из дуба или ясеня, который обшивался металлическими листами.

Как уже говорилось, вседорожный покоритель пустыни оснащался задними гусеницами. Без них, цепких и выносливых, как лапы крокодила, амбициозный замысел Ситроена был обречен на провал. Их изобрел Адольф Кегресс, человек необычной биографии.

1581597100_kegress.jpg

Фото:

Выходец из Франции, он получил солидное техническое образование на родине, после чего молодым человеком отправился в Россию. Здесь он прожил до революции 1917 года, после вернулся во Францию и встретился с .


В России Кегресс служил заведующим технической частью императорского гаража в Царском селе. Он был личным шофером Николая II! В 1914 году Кегресс изобрел колесно-гусеничный движитель. Через два года созданный изобретателем бронеавтомобиль на полугусеничном ходу показал феноменальный результат: без малого 300 верст по русскому бездорожью – целина, влажная почва, песок.


Та же система, она же подвеска Кегресса, была использована для рейда через Сахару машинами Андре Ситроена. Сама гусеница делалась из прорезиненной парусины и покрывалась резиновым протектором. Гребни были деревянными. Type B2 назвали Autochenille, то есть полугусеничный автомобиль, или самоходка.

1581596774_bez-imeni-2.jpg

Фото: Citroën S.A.

Он показал превосходные эксплуатационные качества . Посмотрите фотографии: особенно впечатляет съезд машины по мраморной лестнице. Окна нараспашку, вся челядь, открыв рты от изумления, следит, как тяжелый автомобиль грациозно скатывает с наклонной и скользкой каменной поверхности, на радость молоденьких дам в салоне. Дело происходило в городке Аркашон, здесь проходили испытания машины, во время которых она легко преодолела подъем на самую высокую в Европе песчаную дюну.

1581596686_bez-imeni-1.jpg

 Фото: Citroën S.A.

 

Другие фотографии: испытания в Альпах, на снежной целине или на крутом косогоре.

1581604210_1581596678_bez-imeni-5.jpg

 Фото: Citroën S.A.

 

17 декабря 1922 года колонна из 5 B2 стартовала из Алжира. Для более надежного сцепления и более равномерного распределения веса автомобиля полотна гусениц были сделаны более широкими, чем обычно.

1581596723_11.jpg

 Фото: Citroën S.A.


Во время переходов к ней присоединились еще несколько автомобилей снабжения и техпомощи. Каждый автомобиль основной группы был загружен весьма основательно: 3 или 4 пассажира, 2 тонны груза. Кроме того, устанавливались дополнительные баки горючего на 150 литров. И это при том, что машины оснащались 20-сильным двигателем.

1581596705_12.jpg

 Фото: Citroën S.A.

 

Об условиях, в каких проходил пробег, красноречиво рассказывает документальный фильм, снятый специально приглашенными кинооператорами.

Помимо невыносимого песка, проникавшего буквально повсюду, основными техническими проблемами были обрывы полотен гусениц и поломки самого движителя. Спустя три недели и преодолев 3 500 километров сложнейшего пути, экспедиция прибыла в Тимбукту. И отправилась обратно, навстречу далекой от дружелюбности пустыне Сахара.

1581596699_bez-imeni-9.jpg

 Фото: Citroën S.A.


Рейд по Сахаре стал сенсацией. Каждый день вся Франция с нетерпением ждала сообщений из далекой Африки, значительная часть которой была в то время еще французской колонией. Самые свежие новости передавала новая технология, она называлась радио. В состав пробега входили фотографы, журналисты, военные. Все они на свой лад делились незабываемыми впечатлениями.


Андре Ситроен не успокоился на достигнутом и через 2 года предпринял еще более продолжительный и опасный проект, получивший название «Черный рейд». Его целью стало преодоление на своих B2 пути через весь континент: от города Бешар на границе Алжира и Марокко вниз до самого Мадагаскара. Трансафриканский пробег покрыл более 20 000 километров и также закончился триумфом.

1581596696_10.jpg

 Фото: Citroën S.A.

За ним последовал «Желтый рейд» – по территории Азии: из Бейрута в Пекин. Он продолжался 11 месяцев, всего было пройдено более 12 000 километров. В этом походе заболел пневмонией и скончался Жорж-Мари Хаардт, один из бессменных руководителей экстремальных пробегов, близкий друг и правая рука Андре Ситроена…


Уникальные и очень опасные трансконтинентальные пробеги Type B2 сыграли свою роль. Бренд, созданный Андре Ситроеном, прочно вошел в мировую элиту автопроизводителей.

1581596744_bez-imeni-8.jpg

 Фото: Citroën S.A.

Что же до «Золотого Скарабея», с которого мы начали рассказ, то он был воссоздан студентами Инженерной школы искусств и профессиональной школы Шато д'Эплюш. На все ушло 50 000 человеко-часов. Невероятно много, но, учитывая заслуги ветерана-оригинала, дело того стоило.

Впервые машина-реконструкция была показана на столетнем юбилее знаменитого французского бренда в прошлом году. В нынешнем – стала экспонатом парижского форума Rétromobile – Международного салона коллекционных автомобилей.

 

Заглавное фото: Citroën S.A.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...