Перейти к содержанию

О воспитании по-научному: 9 удивительных вещей, о которых нужно знать молодым родителям


Саня
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Не заставляйте детей слушать Моцарта – это не сделает их умнее.

1598000613_84884.jpgТему воспитания детей по количеству споров и дискуссий может переплюнуть разве что тема правильного питания. Одни советуют быть ласковыми, другие кричат: «Не надо сюсюкаться!», третьи выписываются из роддома в розовом или голубом конверте, на что им прилетает: «Долой стереотипы!»…

Мы в 1Gai.ru решили обратиться к науке и опубликовали 9 интересных фактов , которые были доказаны многочисленными исследованиями и экспериментами.

1. Мы применяем гендерные стереотипы к младенцам с самого их рождения

1597999051_2-74.jpg

Alamy Stock Photo

В 1980 году ученые из Калифорнийского государственного университета . Когда детям в возрасте от 1 до 3 лет показывали фотографию плачущего ребенка, то большинство из них говорили, что малыш «расстроен», если это была девочка, и «рассержен», если это был мальчик. И все – из-за стереотипов, которые связаны с гендерами.

Эксперимент выше был не очень масштабным, но . Кажется, мы действительно применяем «девичьи» и «мальчишеские» стереотипы даже к младенцам, которые еще слишком малы для таких поведенческих особенностей.

2. Маленькие дети не осознают, что вы – человек с собственным разумом

1597999232_6525.png

washingtonpost.com

Если у вас есть маленький ребенок, то его укусы или дерганье ваших волос для вас не сюрприз. Но такие инциденты происходят вовсе не потому, что ребенок вас ненавидит и хочет причинить вам боль: до определенного возраста ему просто не приходит в голову, что у вас есть разум и чувства.

5-летний ребенок с нормальным развитием умело «читает» мысли другого человека, как и большинство из нас. Мы можем с удивительной точностью угадывать, о чем думает наш собеседник и о чем он знает. Но большинство детей возрастом до 3 лет не могут делать ничего из вышеперечисленного.

, давая детям следующий сценарий поведения: один человек кладет шарик в коробку, а когда выходит из комнаты, кто-то другой перемещает шарик из первой коробки в другую.

Детей спрашивали, куда посмотрит хозяин мяча по возвращении в комнату. Большинство четырехлетних малышей указывали на «вторую коробку», потому что они знали, что именно там находится шарик. Они не могли мыслить, как другой человек, который обладал иной информацией.

Дети более раннего возраста (до 1-1,5 лет) справляются с этим еще хуже – если вы на что-то укажете пальцем, они будут смотреть на ваш палец, а не на «цель». То же касается и действий.

Скажем, если вы попытаетесь повесить петлю на крючок, но не сможете этого сделать, лишь дети в возрасте от 1,5 лет повторят вашу попытку. Решиться на этот шаг – значит осознать, что «большие существа», которые их кормят, имеют собственные цели и потребности – а это довольно сложная идея.

Смотрите также
1575226021_213.jpg
3. Чтобы уметь обманывать, детям нужно поучиться – и какое-то время у них это очень плохо получается

1597999287_877.png

washingtonpost.com

Конечно, к тому времени, когда они превратятся в подростков, то научатся искусно лгать своим родителям. «Я буду дома к полуночи/Нет, я не курил»… Но у детей младшего возраста еще нет таких навыков.

, но попросили не смотреть на нее, пока взрослый не вернется в комнату, большинство «подопытных», конечно, на нее смотрели. Но когда их спросили об этом, почти все дети в возрасте 2-3 лет сразу же признались в содеянном. Однако чем старше они были, тем выше была вероятность того, что они скроют свой поступок.

Но что интересно – далеко не все дети умеют обманывать. Некоторых детей спросили не только о том, смотрели ли они на игрушку, но и о том, как она выглядела. И несмотря на то что некоторые детишки утверждали, что не смотрели, самые маленькие «лгунишки» пробалтывались, что игрушка – динозавр Барни.

. Так, например, один пятилетний мальчишка сказал: «Я не смотрел на игрушку. Я лишь дотронулся до нее и понял, что она фиолетовая. Так что, думаю, это Барни.

.

4. Младенцы – те еще расисты

1597999369_87488.png

raffia-magazine.com

Говорят, что расистами не рождаются. И это правда. Ну, или не совсем. . Однако исследование показало, что дети, воспитанные в полиэтнической среде, не выделяли конкретную этническую группу на фоне других. Это было обнадеживающей новостью для всех тех родителей, чьи дети выросли в многонациональных городах.

Смотрите также
1594024608_554545555.jpg
5. Во время беременности можно пить кофе. И даже вино – но в умеренных количествах

1597999405_874487.png

mamanatural.com

Когда экономист Эмили Остер забеременела, она обнаружила, что советы о том, что делать, а что не делать, – полная чушь. Как профессионал своего дела, она начала искать подтверждение возможным рискам, но вместо этого наткнулась на странные рекомендации вроде «не ешь вяленое мясо» и «не пей кофе».

Эмили , и записала свои выводы «Ожидая лучшего: почему общепринятое мнение о беременности неверно – и что вам действительно нужно знать».

Она обнаружила, что у женщин, которые пьют кофе во время беременности, чаще случаются выкидыши. Видимо, все-таки придется отказаться от кофейного напитка? Но все устроено гораздо сложнее. Глядя на доказательства, Остер поняла, что, скорее всего, все происходит наоборот: женщины, у которых чаще случаются выкидыши, пьют больше кофе. Это может показаться странным, но в этом есть смысл.

Некоторые женщины страдают тошнотой во время беременности, при которой пить кофе не так уж и хочется. Однако тошнота – это признак здоровой беременности. Кроме того, больше кофе употребляют и женщины более старшего возраста, которые изначально подвержены большему риску неудачной беременности.

Связь между кофе и выкидышами скорее является корреляцией, чем причинно-следственной связью, хотя одно исследование все-таки показало, что если вы пьете большое количество кофе и не собираетесь сокращать его потребление, риск неудачной беременности все-таки увеличивается.

Почти так же обстоит дело и с алкоголем. Риск умеренного употребления вина («Пейте как взрослый европеец, а не как ваш однокурсник», – советует Остер) меньше, чем вам кажется.

Кстати, Эмили также обнаружила, что запрет на употребление некоторых видов мяса (из-за риска заражения листерией, которая может вызвать выкидыш) не такой уж и полезный. «Лучший вывод, к которому я пришла в ходе исследования, – отказ от ветчины снижает вероятность возникновения заболевания листерией с 1 к 8333 до 1 к 8255», – рассказала эксперт.

6. Классическая музыка не сделает ребенка умнее

1597999449_5554.png

Марк Романелли / Getty Images 

Исследование, проведенное в 1993 году, показало, что прослушивание классической музыки в течение 10 минут повышает IQ студентов колледжа на 8-9 пунктов.

Такое заявление привело к полному безумию: родители по всему миру начали включать своим взрослым детям, младенцам и даже эмбрионам классическую музыку в надежде дать им больше шансов в этой жизни. В американском штате Джорджия молодым мамочкам даже начали раздавать компакт-диски с произведениями Моцарта.

Но все это – ерунда. В 1999 году психолог Крис Шабрис провел метаанализ всех исследований так называемого «эффекта Моцарта» . Результат, полученный в первом исследовании, был случайностью.

«Мы не увидели каких-либо реальных изменений в IQ или способности рассуждать, – . – Есть очень небольшое улучшение в изучении конкретной задачи, например визуализации результата складывания и резки бумаги, но даже это не является статистически значимым показателем.

Нет ничего плохого в том, чтобы молодые люди слушали классическую музыку, но это не сделает их умнее».

Тем не менее это нельзя назвать пустой тратой времени всех тех энтузиастов, которые включают музыку своему плоду: .

Смотрите также
1596790318_8444555.jpg
7. Плод может ощущать вкус пищи, которую ест будущая мама во время беременности

1597999491_7748.png

amrita.edu

Исследования показывают, что младенцы с большей вероятностью будут наслаждаться той едой, которую их мать ела во время беременности.  Скорее всего, причина в том, что пища придает амниотической жидкости аромат.

Линда Геддес, репортер New Scientist и автор Bumpology, : «младенцам матерей, которые выпивали по 300 мл морковного сока 4 раза в неделю в течение 3 недель последнего либо первого триместра беременности, (после того, как их отлучили от груди)». Более поздние исследования дали аналогичные результаты.

8. Если предоставить детей самим себе, они начнут изобретать собственный язык

1597999654_848.png

Гэри Берчелл / Getty Images

Дети – необычные «машины» для изучения языка. На самом деле вам не нужно их ничему учить – они уловят слова и звуки, просто слушая вашу речь. (Как правило, западные родители стремятся объяснять язык своим детям.

Но, как отмечает , другие народы вообще не говорят с детьми, пока те не научатся отвечать).  Но что действительно интересно – взрослые, которых они окружают, не говорят на языке, который могут использовать дети.

Во времена существования работорговли рабов и рабочих привозили со всего мира. Естественно, они не говорили на языках друг друга, поэтому сколотили что-то вроде грубого лоскутного одеяла, известного как пиджин. «Пиджин – это упрощенный язык, который состоит из неровных цепочек слов, заимствованных из языка колонизаторов или владельцев плантаций. Конечно, об определенном порядке и грамматике не могло быть и речи», – пишет Пинкер.

Но по мере того как дети, говорящие на пиджине, росли (особенно если они были изолированы от своих родителей), они усложняли грамматику и создали «совершенно новый, богатый на средства выразительности язык» – креольский. 

Другой пример, вдали от ужаса работорговли, – сообщества глухих. Языки жестов, например британский и американский язык жестов, не были созданы благонамеренными педагогами (как ошибочно полагают), а сформировались естественным образом среди глухих людей.

А в 1979 году в Никарагуа правительство создало первые школы для людей с проблемами со слухом. Учителя сосредоточились на чтении по губам и речи, но это не сработало. Однако на игровой площадке дети самостоятельно создали , которая теперь называется .

Он не имеет никакого отношения к испанскому – точно так же, как британский и американский языки жестов ничего не связывает с английским.  По словам Пинкера, их грамматика скорее напоминает навахо и банту.

9. Вы – не продукт своего воспитания

1597999676_554488.jpg

Джейми Гриль / Getty Images

Природа или воспитание? Психологи используют термины «гены» и «окружающая среда». Кроме того, они делят «среду» на «общую» и «уникальную». Под общей подразумевается наше домашнее воспитание – школа, район и все, что мы разделяем с нашими братьями и сестрами.

Остальное – все то, что, что сбивчиво называют «уникальной средой». По сути, это означает «случайные вещи», которые не поддаются . Итак, «общая среда» включает в себя все, что вы имеете в виду под словом «воспитание».

Когда дело доходит до таких вещей, как интеллект и личность, рассказывает, что исследования близнецов показали: влияние совместного воспитания «невелико (менее 10% дисперсии). Зачастую оно не является статистически значимым и не воспроизводится в других исследованиях.

При прочих равных условиях дети оказываются почти одинаковыми независимо от того, работают ли их матери или остаются дома, ходят ли в детский сад, есть ли у них братья и сестры, воспитываются ли в разнополой семье».

Это вовсе не значит, что воспитание совсем не важно. Просто его значимость немного в другом.

Как отмечает , скорее всего, вы не сможете определить, насколько умен или трудолюбив ваш ребенок, но вы легко можете сделать его несчастным или подарить ему не самые счастливые воспоминания о детстве. Только не относитесь к родительству, наивно полагая, что вы можете слепить идеальных маленьких детей. Вы не сможете.

Смотрите также
1596449390_9654565954.jpg
Смотрите также
1595348219_543.jpg
Смотрите также
1596120404_458589444.jpg

Обложка: 1Gai.Ru / Washingtonpost / Гэри Берчелл / Getty Images

Оригинал статьи:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...