fewoxa Опубликовано 28 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2020 Рассказываем о единственном в своем роде уникальном советском бомбардировщике 6 января 1982 года на взлетно-посадочную полосу в сверхсекретном советском летно-исследовательском центре в Жуковском выкатился странный «зверь». На первый взгляд это воздушное судно, чей облик сбивал с толку, было похоже на гигантский дирижабль с маленьким самолетом, прикрепленным внизу. В действительности все оказалось не совсем так. Это был самолет, известный как , поверх которого крепился округлый грузовой контейнер, заполненный секретным советским оборудованием. Согласитесь, название вполне подходящее. Большие ракеты — большие проблем Шестью годами ранее, в 1976 году, в СССР началась разработка многоразового и универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — отечественных аналогов американского и твердотопливного ракетного ускорителя. Но по сравнению с США у нас был явный недостаток — география. Не имея таких береговых линий, как в Америке, советские инженеры поняли: крупногабаритные блоки ВКС «Буран» нельзя перевезти с завода на космодром по железной дороге (традиционный метод доставки компонентов ракеты из промышленного центра страны на удаленную стартовую площадку в Байконуре). Сперва в Москве решили организовать строительство ракетной системы прямо около места запуска (подобно тому, как это было , все испытательные запуски которой были неудачными), но почти сразу отказались от этой идеи. Переброс большой команды инженеров и конструкторов практически в полупустыню, за тысячи километров от ближайшего населенного пункта, стоил бы слишком дорого. Вместо этого советские эксперты решили рассмотреть вариант перевозки на всех возможных видах транспорта, включая негабаритную магистраль и увеличенную железную дорогу. Разработчики уникального космического комплекса быстро поняли, что лучший вариант транспортировки — воздушный, однако ни один из существовавших на тот момент советских самолетов не мог выдержать такой нагрузки. Вертолет Ми-26 поднимает самолет Ту-134, 2009 год. Новый мог поднимать груз весом до 26 тонн и выглядел достаточно многообещающе, чтобы начать серию мучительных летных испытаний, во время которых использовалась комбинация из двух, трех и даже четырех воздушных судов, чтобы поднять и перевезти необходимый груз. Но во время одной из попыток небольшая турбулентность вызвала сильные колебания подвешенного муляжа, заставив испуганных пилотов сбросить нагрузку. Так как вариант с вертолетами был отложен, а советские самолеты были слишком малы для необходимых целей, советское руководство приняло решение изготовить на заказ транспортное воздушное судно, размеры которого подошли бы для перевозки ракеты и орбитального аппарата. И вот спустя некоторое время на чертежной доске появилась всемирно известная на сегодняшний день транспортная машина — самолет сверхбольшой грузоподъемности, который мог перевозить до 225 тонн груза (для сравнения: полностью загруженная орбита «Бурана» весила чуть более 100 тонн). Инженеры в конструкторском бюро Антонова даже рассматривали возможность конструирования более крупного самолета «Геракл», который мог бы служить летающей стартовой площадкой для большого космического самолета. Но проект так и остался на бумаге. В то время как , казалось, была лучшим выбором для перевозки космической ракеты и орбитальной системы, строительство самолета значительно отставало от «Бурана» и «Энергии», поэтому инженеры были вынуждены искать временный вариант. Невероятная альтернатива Еще в 1950-х годах разработало для СССР один из первых способов доставки ядерных ракет, с дальностью, достаточной для достижения самой удаленной точки Северной Америки, где были сосредоточены ядерные объекты и хранилища ядерных боеприпасов. Стратегический был четырехмоторным самолетом со стреловидным крылом. Самолет был оснащен турбореактивными но его самой отличительной чертой стало «велосипедное» шасси, расположенное под фюзеляжем, с небольшими вспомогательными колесами на крыльях. Но бомбардировщик оказался достаточно тяжелым и не смог достичь необходимой дальности полета, а большой вес межконтинентальной баллистической ракеты лишь усугубил ситуацию. В течение 1960-х и 1970-х годов самолеты 3М заслужили весьма неоднозначную репутацию в советских военно-воздушных силах из-за многочисленных смертельных авиационных происшествий. ВМ-Т «Атлант» имел четыре конфигурации — ОГТ, 1ГТ, 2ГТ, 3ГТ — с минимальным весом. На фото конфигурация, 1ГТ, весила 31,5 тонны и несла резервуар с жидким водородом. Если бы не было советской космической программы и острой потребности в транспортировке космического корабля «Буран», бомбардировщик 3M мог бы спокойно уйти в отставку. Но Владимир Мясищев сумел доказать, что необходимо перейти к более легкой конструкции, и вновь приступил к работе в 1977 году, построив 5 версий самолета для различных компонентов системы «Энергия-Буран». Корпус бомбардировщика был растянут почти на 5 метров для размещения груза, хвост был заменен двойными вертикальными стабилизаторами для лучшей устойчивости полета на более низкой скорости, были установлены более мощные двигатели (ВД-7МД) с форсажной камерой для создания дополнительной тяги во время взлета. И несмотря на то, что 3M-Т не мог перевезти полностью собранный орбитальный корабль «Буран» или хотя бы одну ступень ракеты-носителя «Энергия», он подходил для транспортировки основных частей системы (не более 50 тонн) для их дальнейшей сборки . RUSSIANSPACEWEB.COM Импровизированный авиатранспортер должен был стать одним из самых шокирующих изобретений в истории авиации. Водородный топливный бак «Энергии» вместе с аэродинамическими кожухами имел длину почти 350 метров и диаметр 8 метров. Диаметр же фюзеляжа 3М чуть превышал 3 метра. Когда в 1984 году самолет начал перевозить негабаритный груз на Байконур, он получил неофициальное прозвище «летающая бочка». ЗМ-Т в действии Загрузка корабля «Буран» Помимо сложности управления необычной структурой в воздухе, пилотам 3М пришлось тщательно следить за внутренним давлением внутри резервуаров самой ракеты «Энергия»: его потеря могла препятствовать снижению самолета. Ведь повышение атмосферного давления на более низкой высоте могло разрушить всю конструкцию, что, вероятно, привело бы к страшной авиакатастрофе. Что еще хуже, транспортная версия 3M (ЗМ-Т) не была застрахована от технических проблем, которые стали причиной плохой репутации военной версии. Во время одного летного испытания в 1983 году 3М несущий макет орбитального корабля «Буран» соскользнул с взлетно-посадочной полосы и застрял в грязи. Операция по восстановлению была достаточно продолжительной для того, чтобы американские спутники-шпионы могли запечатлеть изображения секретной машины и зарисовка этого инцидента, сделанная художником, попала в западную прессу. RUSSIANSPACEWEB.COM Во время другого полета, в 1988 году, на этот раз с настоящей ВКС «Буран», два двигателя на левом крыле 3М-Т заглохли из-за утечки топлива. К счастью, самолет уже заходил на посадку, и пилот благополучно приземлился на полосе при мощности двух работающих двигателей. В общей сложности 3М-Т совершил более 150 рейсов с переброской грузов, доставляя компоненты на Байконур с ракетного завода города Куйбышева (Самара) и с Раменского аэродрома возле Жуковского, чтобы собрать шаттл «Буран» (который был фактически построен и перевезен в Раменское на барже). В декабре 1988 года наконец свет увидел Ан-225 «Мрия» с большей грузоподъемностью, и от 3М-Т быстро отказались. И всю программу «Энергия-Буран» вскоре ждала та же участь — МТКС «забуксовала» в последние дни существования Советского Союза. Фото: АНАТОЛИЙ ЗАК, АЛЕКСАНДР МАРКИН / WIKIMEDIA COMMONS, ВИТАЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КУЗЬМИН Поскольку многие российские аэрокосмические фирмы буквально боролись за выживание после постсоветского экономического упадка, создатели 3M-T пытались найти иностранных покупателей их воздушного судна, предлагая Европейскому космическому агентству использовать его в качестве носителя для мини-шаттла «Гермес». Но «встреча» самолетов так и не состоялась, и все другие идеи использовать 3M-T ни к чему не привели. Перед тем как впервые представить воздушное судно публике в начале 1990-х, название 3M-T изменили на ВМ-Т «Атлант», где буквы ВМ обозначают инициалы авиаконструктора Владимира Мясищева. В 2013 году один из трех существующих самолетов ВМ-Т впервые появился на взлетно-посадочной полосе в Раменском, недалеко от Жуковского, где проходил Московский международный авиакосмический салон. И все с трепетом и некоторой тоской рассматривали советские разработки, которые никогда не взлетят в воздух — передвигающийся «Атлант», везущий части ракеты «Энергия». Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.